• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Дистанционный формат создает более комфортную атмосферу для получения знаний»

«Дистанционный формат создает более комфортную атмосферу для получения знаний»

© Высшая школа экономики

В рамках проекта «Цифровые профессора» курс «Визуальность в современной культуре» и научно-исследовательский семинар (НИС) для студентов факультета гуманитарных наук ВШЭ в 2020/21 учебном году провела Альмира Усманова — профессор Европейского гуманитарного университета (Вильнюс). Чему научились ее студенты и как ей удалось войти в число лучших преподавателей ВШЭ, она рассказала в интервью новостной службе портала.

— Альмира Рифовна, в профессиональном сообществе вы известны своими публикациями в области визуальной культуры, гендерных исследований, советской и постсоветской культуры, теории и истории кино, а также семиотики. Как удается охватить столь широкий спектр научных направлений?

— По образованию я философ, однако мои научные интересы лежат в сфере междисциплинарных исследований, и на то есть несколько причин.

Во-первых, моя кандидатская диссертация была посвящена семиотике Умберто Эко, а чтобы работать с его идеями, нужно быть хорошо знакомым с лингвистикой и различными семиотическими традициями, историей и историографией средневековой культуры, постструктуралистской философией, медиатеорией, политической историей Европы, литературоведением второй половины XX века, авангардистским искусством и так далее.

Альмира Усманова

Во-вторых, междисциплинарная оптика часто приобретается благодаря опыту работы в разных странах, институциях, академических сообществах и мультикультурной (полиязычной) среде, то есть благодаря академической мобильности. У меня была возможность жить и работать в разных странах Европы и в США, стажироваться в престижных исследовательских институтах, участвовать в международных исследовательских проектах. Европейский гуманитарный университет — мое основное место работы — был и остается местом встречи разных культур и академических традиций.

В-третьих, такие области знания, как визуальные или гендерные исследования, по определению междисциплинарны, и, когда включаешься в это поле, не можешь оставаться на «безопасной» территории одной дисциплины, будь то философия, история, антропология или социология.

— Вы сотрудничали с Вышкой на протяжении академического года. Чему были посвящены ваши занятия?

— Меня пригласили в качестве преподавателя магистерской программы «Визуальная культура». Я давно занимаюсь темой современной визуальной культуры, и в Вышке у меня появилась возможность объединить все свои знания и интересы в один большой курс, рассчитанный на четыре модуля, то есть на целый год.

За это время я познакомила студентов с различными теоретическими подходами и методологиями анализа (семиотика, психоанализ, гендерная теория, постколониальные исследования, постструктурализм, постмарксизм и так далее). Мы обсудили, как эти подходы могут применяться в изучении различных визуальных феноменов, глобальной медиакультуры и визуальной повседневности постсоциалистических обществ.

Для меня было важно, чтобы прочитанные тексты пригодились студентам в их собственных научных исследованиях. И это удалось. Я в этом убедилась, когда мы обсуждали их курсовые проекты.

— Все занятия вы проводили дистанционно. В чем, на ваш взгляд, особенности такого формата, его преимущества и недостатки?

— Каких-либо сложностей это не вызвало. Напротив, в такой коммуникации очень много плюсов — например, более высокая степень интерактивности и демократичности общения. Можно обмениваться сообщениями и полезными ссылками в чате, задавать вопросы устно или письменно, при необходимости включать демонстрацию экрана.

В обычных аудиторных условиях у преподавателя уходит немало времени на то, чтобы познакомиться с группой и запомнить всех студентов по именам, а при использовании платформ для онлайн-занятий эта проблема снимается. Так что дистанционный формат обучения создает более комфортную атмосферу для получения знаний.

— Каковы ваши впечатления от общения со студентами Вышки? Как вы оцениваете уровень их знаний, готовность к научным исследованиям?

— Мне очень понравились магистранты, у которых я вела курс: открытые и доброжелательные, с различным профессиональным и академическим опытом, очень мотивированные и к учебе, и к исследованиям.

У меня была возможность лучше узнать их интересы в рамках научно-исследовательского семинара и совместной работы над курсовыми. Я увидела в них огромный потенциал и очень надеюсь, что некоторые продолжат заниматься своими темами уже на уровне PhD.

— По итогам академического года студенты выбрали вас одним из лучших преподавателей ВШЭ. Насколько важна для вас студенческая оценка? Способствует ли обратная связь совершенствованию образовательного процесса?

— Преподавателю всегда важно получить фидбэк от студентов. Критические замечания позволяют задуматься, что стоило бы изменить в содержании и дизайне курса, в формате работы или способах коммуникации, чтобы сделать курс лучше и интереснее. Высокая оценка со стороны студентов является индикатором эффективного взаимодействия, хорошей групповой динамики, а главное — полезности полученных знаний. Мне было очень приятно узнать, что студенты так высоко оценили нашу совместную работу и мой профессиональный опыт.

Фидбэк полезен и для администрации образовательных программ, поскольку помогает скорректировать учебный план, оптимизировать организационные аспекты учебного процесса, пересмотреть, если нужно, кадровую политику. Конечно, все это имеет смысл, если в опросах участвует большинство студентов, прошедших курс. В Вышке репрезентативности опросов уделяют серьезное внимание, так что результаты отражают реальное положение вещей.

Илья Инишев, академический руководитель магистерской программы «Визуальная культура»

Илья Инишев, академический руководитель магистерской программы «Визуальная культура»

Альмира Усманова — одна из ведущих исследовательниц в области визуальной культуры, социально-критической теории и социологии гендера. Она создательница и руководительница первой программы по культурным и визуальным исследованиям в Центральной и Восточной Европе, активная участница множества международных исследовательских проектов в сфере современных культурных исследований. Приглашение ее в качестве преподавателя заметно усилило кадровый состав нашей программы и поспособствовало нашему знакомству с актуальными исследовательскими инициативами в области современных визуальных исследований. В настоящее время мы ведем работу над созданием программы двойных дипломов с Европейским гуманитарным университетом в Вильнюсе.

Татьяна Перепелкина, студентка магистерской программы «Визуальная культура»

Альмира Рифовна обладает не только невероятным объемом знаний, но и большим сердцем. Под ее руководством я писала курсовую работу «Гастрономический театр в эпоху мультимедиа», хотя направление гастрономии и food studies не слишком популярны в российском научном поле. Все вопросы мы обсуждали дистанционно — сегодня это довольно комфортный и оперативный формат работы. Альмира Рифовна подсказывала, направляла, присылала статьи по электронной почте. Благодаря НИС, который она вела, не только у меня, но и у других студентов произошел «квантовый скачок» в качестве курсовых. И сейчас мы с Альмирой Рифовной вплотную работаем над ВКР.

Яна Аджави, студентка магистерской программы «Визуальная культура»

Моя курсовая работа была посвящена феномену флешбэка в контексте американской мультипликации, и моим научным руководителем стала Альмира Рифовна — великолепный преподаватель, очень умная, образованная, интересующаяся женщина, с которой приятно общаться. Пары с ней — самые чудесные пары. Вместе с ней планирую работать над дипломом. При выборе научного руководителя важна не только степень его компетентности, интереса и уровень понимания выбранной области, но и личное к нему отношение, возможность наладить эффективное и комфортное общение. Работа над курсовой в формате онлайн удобна: вопросы и готовые тексты можно отправлять по почте, легко вносить правки и вести коммуникацию.